Новинки мебели

Декорирование мебели.

Специальные методы декорирования мебели

Специальная отделка мебели основана на художественной обработке изделий. Приемы декорирования в этом случае могут быть двух типов:
1) декорированию подвергаются элементы изделия, выполняющие конструктивную функцию;
2) специальные декоративные элементы выполняются отдельно, а затем накладываются на конструктивные (так называемый накладной декор).
Наиболее распространенными видами художественной обработки конструктивных элементов являются резьба и мозаичные наборы. Сюда можно отнести также роспись, токарную обработку и обработку пескоструйным или дробеструйным способами.
Мозаика — это орнаментальное или сюжетное изображение из однородных частиц или разных материалов (камня, стекла, древесины, кости и т.д.). Простейший вид мозаики представляет собой фигурный набор облицовок, выполненный из шпона разных по цвету пород древесины. Из более художественных видов мозаики известны инкрустация, интарсия, блочная мозаика, маркетри.
Инкрустация — это украшение узорами и изображениями из кусочков мрамора, керамики, металла, древесины и др. материалов, которые врезаются в украшаемую поверхность заподлицо и отличаются от нее цветом или материалом. Интарсия — инкрустация деревом по дереву. Техника инкрустации и интарсии сложна, и в настоящее время эти способы используются редко.
Блочная мозаика получается в результате склеивания блоков из брусков различных пород древесины или окрашенных в разные цвета, распиливания их на тонкие пластинки и наклеивания этих пластинок на декорируемую поверхность в виде различных орнаментов.
Из мозаичного набора наиболее проста техника маркетри — составление рисунков из шпона различных пород . Она не требует сложных инструментов, элементы мозаики можно получать механизированным путем, в качестве материалов пригодны отходы шпона. С помощью маркетри создают сложные сюжетные композиции, а также простые орнаментальные. Под сюжетным набором понимают мозаичное изображение — натюрморт, пейзаж и т.п. Орнамент — это узор из повторяющихся одинаковых элементов, он бывает геометрическим (из геометрических фигур), растительным (из цветов, стилизованных листьев, плодов) и геральдическим (с использованием гербов, эмблем и т.п.).
Одним из традиционных способов художественной обработки древесины является резьба. Существует много видов резьбы по дереву, каждый из которых, в свою очередь, делится на подвиды в зависимости от рисунка и техники выполнения.
Фоном для плосковыемчатой резьбы служит плоская поверхность, а рисунок образует выемки различной формы. Геометрическая плосковыемчатая резьба выполняется в виде двух-, трех-, четырехгранных и скобчатых выемок. Этот вид резьбы несложен по технике исполнения и позволяет создавать множество разнообразных вариантов художественного оформления поверхности из различных геометрических фигур: треугольников, квадратов, окружностей. Контурная плосковыемчатая резьба выполняется в виде тонких двугранных выемок различной формы и ширины по всему контуру рисунка (это могут быть цветы, фигурки людей, птицы, животные и т.п.). Такая резьба нередко употребляется в сочетании с другими ее видами, а также с росписью.
Для всех видов плоскорельефной резьбы характерен невысокий рельеф, расположенный в плоскости украшаемой поверхности. Фон может быть гладким, бугристым, в виде сетки, звездочек, точек (чеканным).
Рельефная резьба имеет более высокий рельеф, а фон при этом углубляется. Формы рисунка не имеют плоской поверхности. Рельефная резьба бывает барельефной и горельефной. У барельефной форма рисунка выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего объема, у горельефной — более чем на половину объема. Рельефная резьба может выполняться отдельно от изделия (в том числе с использованием копировально-фрезерных станков), а затем накладываться на него (накладная резьба).
В отличие от других видов прорезная резьба не имеет фона. Ее применяют в том случае, когда изделию необходимо придать видимость легкости и ажурности. Элементы с прорезной резьбой часто накладываются на поверхность другой детали, которая является фоном.
При производстве детской мебели нередко декорирование осуществляют росписью. Рисунки выполняют по трафаретам или свободно от руки.
Популярным украшением мебели, имитированной под антиквариат, являются цветы, заключенные в овальные медальоны, тонкие виньетки пастельных тонов, инкрустации. Иногда в краску вводят специальный состав, благодаря которому поверхность мебели покрывается трещинками, с целью придать предмету обаяние старины.
Элементы токарной работы в изделиях мебели выполняют конструктивную функцию, но нередко их используют и в чисто декоративных целях. Особенно красивую форму имеют элементы в виде витых колонн и стержней. Однако обычно используют детали, изготавливаемые по принципу точения простейших форм: конуса, цилиндра, шара, колец, овала. Точеные детали применяются для ножек различных изделий, спинок диванов, кресел, кроватей, ограждений двухъярусных детских кроватей и т.д., а также используются при изготовлении фурнитуры.
В практике производства мебели широко используют различные виды накладных декоративных элементов. Среди накладного декора широкое распространение имеют профильные планки и раскладки. Профильные планки накладывают на всю длину или ширину щитовых деталей (так называемый погонажный декор) или в виде рамок. С помощью профильных раскладок крепят стекла, филенки и оформляют кромки щитов (раскладки выполняют также и конструктивную функцию). Профильный погонаж изготавливают из древесины твердолиственных пород, клееным из шпона или из древесно-стружечной плиты с последующим кашированием пленочными материалами. В одном изделии часто используют не один, а несколько видов накладного декора. Профильные декоративные планки в виде погонажа и рамок несколько однообразны и часто дополняются декоративными элементами в виде горизонтальных поясов. Их общая длина обычно меньше, чем у планок, но композиционно они сильнее вследствие более сложного рисунка и больших в сечении размеров. Такие декоративные элементы могут быть резными, прессованными и иметь рисунки любой сложности.
Некоторые декоративные элементы современных мебельных изделий являются повторением приемов оформления мебели разных исторических стилей. Такие декоративные элементы могут быть выполнены как резьбой из древесины, так и штампованием или литьем из пластмасс и металлических сплавов. Среди них наиболее распространены следующие:
Ионики — орнаментальный мотив в виде порезок на профилях. Представляет собой яйцеобразные выпуклости в лунках, разделенные остроконечными листьями.
Каннелюры — декоративные вертикально расположенные желобки, идущие по стволу колонны, пилястры, ножки. Завершение каннелюров имеет скругления. В мебели их применяют при декоративном оформлении стоек, накладных брусков.
Карниз — элемент архитектурной композиции, завершающий здание или изделие и представляющий собой группу профилей; при этом самая верхняя часть имеет наибольший вынос и выступает над остальными. Над карнизом может быть расположен аттик или фронтон.
Меандр — орнаментальный узор из повторяющихся элементов, образуемых ломаной линией. Имеет двустороннюю ориентацию.
Медальон — декоративный элемент в виде круглого, овального или иного обрамления вокруг какого-либо изображения.
Орнамент — узор, состоящий из ритмически расположенных элементов (например, абстрактных геометрических фигур). Орнамент воспроизводится на изделиях средствами графики, живописи или структуры (рельефный орнамент). В характере орнамента, его рисунка и особенностях построения, как правило, проявляется стиль эпохи, а иногда — особенности технологии изготовления.
Пальметта — декоративный мотив, элемент орнамента. Представляет собой изображение распластанного веерообразного пальмового листа с завитками у основания.
Подзор — декоративный элемент в виде бруска. Подставляется снизу к выступающему элементу конструкции, например к полке над нишей. Нижний край подзора делают фигурным, с декоративным силуэтом. Возможно декоративное решение и лицевой поверхности.
Розетка — декоративный элемент круглой, элептической или квадратной формы. Растительный или геометрический орнамент на розетке строится симметрично относительно центра или нескольких осей симметрии.
Цоколь — опорная часть, основание архитектурного сооружения, мебельного изделия. По конструкции обычно представляет собой коробку замкнутого контура. В изделии с проходными опорными стенками создается подобие цоколя путем установки по фасаду под нижней горизонтальной стенкой корпусов так называемой стенки залицовочной, закрывающей просвет между полом и корпусом изделия. При описании композиционного решения такого изделия рекомендуется применять термин «цокольная часть». Использование терминов «плинтус», «плинтусная коробка» является ошибочным.
Эркер — полукруглый или граненый выступ в объеме архитектурного сооружения, образуемый увеличением размеров помещения.
Эркер обычно делается не на всю высоту сооружения и имеет большую поверхность остекления. В последнее время эркер активно используется в мебели как средство объемно-пространственной композиции. Форма полок внутри эркера соответствует форме последнего.
Функцию декоративных элементов в мебели может выполнять лицевая фурнитура. В одних случаях она относительно нейтральна, в других — является сильным декоративным акцентом, особенно если выделяется формой, материалом и цветом. Важное значение имеет выбор фурнитуры, соответствие ее формы стилевым особенностям изделия, характеру декоративных элементов.
В корпусной мебели используется много стекла. Рамочные конструкции застекленных дверей оформляют различными способами. Это могут быть накладки на стекло в виде металлических или деревянных решеток, пескоструйная обработка стекла. В последнее время используют также стекла со сложным профилем или с широким фацетом. На стекла и блестящие поверхности иногда наносят сложные декоративные рисунки: на декорируемую поверхность накладывают трафарет из листового дюралюминия и через форсунку пистолета под давлением подают песок или мелкую дробь.
При производстве мягкой мебели используют различные декоративные швейные приемы, пиковку. Пиковка — это сплошная прошивка мягкого элемента с закрытием точек прошивки пуговицами. Пиковка полезна и в функциональных целях — по мере усадки мягких настилочных материалов облицовочная ткань не провисает.